ВЛА­ДИ­МИР СЕ­МЕ­НОВ

Основатель большой архитектурной династии и автор генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. В том же 1935-м Семенов начал строить дачу в поселке НИЛ («Наука. Искусство. Литература»), который он организовал вместе с другими видными архитекторами на берегу Истры.

Эскиз дачи, нарисованный Семеновым в 1935 году.

Эскиз дачи, нарисованный Семеновым в 1935 году.

Усадьбу с полукруглой верандой и колоннами, для которых купили корабельный лес, строили 30 лет. Семенов рисовал окна и витражи на больших листах бумаги, прикалывал кнопками к фасаду дома и прикидывал, хорошо ли получается. На токарном станке делались перила и балясины — сперва в маленьком масштабе, затем в натуральную величину.

Прихожая в доме Ширвиндта.

Большая веранда у Ширвиндтов и Белоусовых общая.

Главной комнатой была каминная. Там в сумерках члены семеновской семьи слушали занимательные рассказы — например, о том, как в 1901 году Семенов отправился в Африку, чтобы участвовать в англо-бурской войне. 28 июля, в День святого Владимира, на террасе за большим дубовым столом собирались гости — их угощали варениками с вишней.

Прихожая в доме Ширвиндта.

Прихожая в доме Ширвиндта.

В 1960-х годах внучка Семенова вышла замуж за Александра Ширвиндта. На даче стали появляться его друзья — Андрей Миронов, Марк Захаров, Михаил Козаков. Однажды Миронов и Ширвиндт катались по всему поселку на мопедах. Возмущенные шумом дачники повыскакивали из домов, но смягчились, увидев известных артистов.

Балкон второго этажа в «доме Ширвиндта»: в 60х годах к даче сделали пристройку. Теперь на участке — два дома, объединенных общей стеной.

Сегодня в доме растут праправнуки Семенова. На участке, который некогда за ухоженность называли Парком культуры, попрежнему стригут газоны и выращивают цветы. Собираются на террасе, а по вечерам сидят у камина. И все еще сожалеют, что веранду с колоннами так и не построили.

Банька.

ГЕОРГИЙ ГОЛЬЦ

Автор знаменитого шлюза на Яузе, Большого Устьинского моста и блестящий театральный художник. За остроумие и энергию друзья называли его «Бокал с шампанским». Свою дачу он начал строить в 1937 году в поселке НИЛ. Ему достался один из последних участков над рекой — с видом на монастырь в Новом Иерусалиме и двумя вязами — пейзаж в духе Камиля Коро.

Дача архитектора Георгия Гольца в поселке НИЛ («Наука. Искусство. Литература») на Истре. Поселок основали ведущие советские архитекторы 1930х годов.

Проекта дачи не сохранилось: есть только эскизы и зарисовки процесса строительства. Летом 1938 года Гольц, его жена Галина и дочка Ника переехали на первый этаж еще не достроенной дачи.

Южная терраса — Гольцы назвали ее «балконом». Когдато здесь устраивали домашние спектакли.

Гольц построил дом из дерева — он очень любил этот материал. Сруб купили в соседней деревне. Шесть столбов фундамента и печки сделали из кирпича. Под террасы подставили дубовые столбы. Доски напилили из стоявших на участке елей, крышу покрыли дранкой.

Cтоловая.

На даче Гольц много рисовал, сажал цветы. Бегал к соседям за рассадой, а в благодарность давал советы по строительству. Одевался он в рабочий комбинезон с карманами и застежками, сшитый по собственной выкройке. С Гольцами на даче жила сестра Галины с детьми. Все вместе обедали на южном балконе, вечера проводили в каминной — сочиняли по очереди истории и играли в буриме.

Кухня.

В 1942 году, когда Гольцы были в эвакуации, НИЛ заняли немцы. В дачу попал снаряд, и в стенах долго еще торчали осколки. Три года дом стоял разрушенный. Гольц хотел реконструировать дачу, но в начале 1946 года его не стало, и семья ограничилась ремонтом. Сегодня на даче живет дочь архитектора, художница Ника Гольц.

На вторую террасу можно пройти сквозь кухню. Здесь хорошее освещение для занятий живописью.

ГРИГОРИЙ СЕНАТОВ

Архитектор не самый известный, строил в основном московские больницы. Он родился в 1885 году и учился в училище живописи, ваяния и зодчества в классе Валентина Серова. Знал Маяковского, но не одобрял его и считал безобразником. Живописи предпочел архитектуру — она давала более надежный заработок.

Дача Григория Сенатова стоит на крутом склоне, который архитектор когдато превратил в парк — с террасами, газонами и множеством плодовых деревьев.

В 1938 году Сенатов вступил в кооператив «Советский архитектор». Выбрал на станции «Луговая» крутой участок и превратил его в парк с террасами, газонами, цветами и фруктовыми деревьями. Дом — перекрытый куполом куб с четырьмя пристройками — собирали из частей предназначенной на слом соседней постройки. Фундамент сделали из дубовых бревен.

Веранда.

Под куполом была мастерская Сенатова. Его семья поселилась внизу и жаловалась, что для жизни дом получился неудобным. Одна большая комната с трудом протапливалась печкой. Пришлось нарушить симметрию и сделать пристройку — но это было уже после войны.

Терраса.

На дачу переезжали в апреле, с вещами и домработницей. Обязательно варили варенье: 80 килограммов, чтобы хватило на весь год. В сад выносили плиту, чистили медный таз. В Москву возвращались в ноябре неохотно и мечтали дачу утеплить, чтобы можно было жить и зимой. Сегодня на даче Сенатова варенье не варят, ушли в прошлое бурные застолья. Но дом остается прежним. Ему в этом году — 76 лет.

Такой дача Григория Сенатова была зимой 1948 года.

ВИКТОР ВЕСНИН

Один из трех легендарных братьевархитекторов, лидер и идеолог советского авангарда, автор ДнепроГЭСа. В противовес официальным шедеврам из стекла и бетона у себя на даче построил в 1935 году традиционный сруб с остекленной верандой. Находится дача в поселке НИЛ, который создали по инициативе Веснина (он был первым председателем дачного кооператива).

Братья Веснины были последовательными конструктивистами. Проектируя общие объемы дачи, Виктор использовал излюбленный прием конструктивизма — сочетание параллелепипеда и цилиндра.

На даче стояла мебель XVIII–XIX веков, висели картины. Садом Веснин не увлекался — только старался укрепить крутой склон подпорными стенками.

Фрагмент бокового фасада дачи. В отличие от «больших» построек Виктора Веснина (вроде плотины ДнепроГЭСа), она сделана из обыкновенного бруса. Но и здесь появились характерные для веснинской архитектуры детали — например, круглые окнаиллюминаторы.

Веснин ходил в бархатной блузе, с буйной шевелюрой и бородой, раскладывал на столе в саду белые грибы и рисовал натюрморты. На даче устраивались концерты и поэтические вечера — жена Веснина Наталья хорошо пела. Соседом Весниных был Владимир Семенов — их участки разделены оврагом.

Интерьер полукруглой веранды. Когдато на даче Весниных стояла антикварная мебель, висела отличная живопись. Теперь здесь живут наследники архитектора Михаила Врангеля, с которым Виктор Веснин учился в Императорском инженерном институте. У них обстановка гораздо скромнее.

В 1950 году Виктора Веснина не стало, и его жена продала дачу семье Михаила Врангеля — сокурсника Веснина по институту гражданских инженеров и главного архитектора Севастополя. Но сам старый дом даже теперь зовется «дачей Веснина».

Интерьер одной из комнат на втором этаже.

ВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИМИРОВ

Любимый ученик великого Жолтовского и один из самых ярких архитекторов 1930х. В 1942 году, в возрасте 42 лет, он погиб на фронте. Дача на Истре в НИЛе — одна из немногих сохранившихся построек Владимирова.

Хотя стройка началась в 1935 году, закончить ее до ухода на фронт Владимиров не успел. Его вдова Тамара достроила дачу по проекту мужа уже после войны. Владимиров очень любил цветы, и весь участок до сих пор засажен розами и флоксами. Их выращивают дочь и внучка архитектора.

Он спроектировал ее в 1935 году вместе с женой Тамарой. Начал строить, но получил заказ на проект огромного курортного комплекса у подножия Эльбруса и отвлекся от дачи, которая так и осталась недостроенной.

Чайный стол с самоварами на террасе.

Владимиров был заводилой в шумной компании архитекторов и киношников — завсегдатаев джазовых концертов, танцев в «Метрополе» и теннисных кортов в Гаграх. Но при каждом удобном случае он сбегал на дачу. Был он там и накануне ухода на фронт — и с первым поездом отправился на призывной пункт.

Дача Вячеслава Владимирова расположена на берегу Истры, с видом на Новоиерусалимский монастырь, но сам дом довольно сложно разглядеть за стеной разросшихся деревьев.

Дача с самого начала задумывалась как очень скромная — в противовес бурной городской жизни, которую вел архитектор. Ездили сюда из Москвы на поезде, который ходил только четыре раза в день. От станции добирались пешком. С тех пор мало что изменилось: поселок НИЛ — место попрежнему скромное и тихое, почти не затронутое «новорусским» строительством.

После войны Тамара Владимирова достроила дачу, полностью реализовав проект, который муж не успел завершить.

Текст: Ксения Аксельрод

Опубликовано в: Architectural digest №5 МАЙ 2003

В каких поселках Подмосковья живут другие звезды можно узнать на уникальной КАРТЕ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ.



Оставить комментарий
Аноним