До конца ноября рабочая группа Общественной палаты должна разработать проект федерального закона, призванного создать базу для защиты прав соинвесторов на недостроенные дома и прочие активы разорившихся строительных компаний.

Как завил возглавляющий эту группу адвокат Анатолий Кучерена, только федеральный закон сможет защитить имущественные права граждан, заплативших за так и не построенное жилье. При этом, по словам Кучерены, новый законопроект ни в коем случае не предполагает введение финансовой ответственности федерального либо региональных бюджетов за последствия деятельности недобросовестных строителей.

Именно на таком подходе, напомним, настаивали обманутые соинвесторы во время многочисленных акций протеста, предлагая достраивать брошенные дома то за счет региональных средств, то за счет федеральных вплоть до использования денег Стабфонда. Однако эксперты рабочей группы, в которую вошли и депутаты Госдумы, и представители минрегиона, и лидеры общественных объединений пострадавших дольщиков, посчитали такой путь тупиковым. Действительно, если допустить, что подобное решение было бы принято, впредь можно было бы потребовать "вешать" на государство ответственность за деятельность любого предприятия в какой угодно отрасли, если оно не выполняло своих обязательств перед работниками или партнерами.

Суть готовящегося законопроекта в другом. Его основная задача - сохранить активы разорившихся строительных компаний, не допустить их "растаскивания", что реально может произойти при процедуре банкротства. Кстати, именно такого развития событий больше всего опасались члены коммандитного товарищества "Социальная инициатива", чьи недостроенные дома и земельные участки рассредоточены более чем в 100 городах четырех десятков российских регионов. Люди активно протестовали против начала процедуры банкротства товарищества, после того как прошлой весной Арбитражный суд принял такое решение по инициативе одного из конкурсных кредиторов компании. Аналогичная история случилась в сентябре в Ульяновске, где соинвесторы пошли еще дальше - они захватили шикарный офис стройкомпании, более походивший на элитный клуб, и потребовали продать его в свою пользу.

И в этих, и во всех подобных случаях у рядовых соинвесторов были все основания полагать, что оформление банкротства обманувшей их компании может закончиться распродажей ее активов по заниженной цене, вследствие чего соинвесторы потеряют всякую надежду на то, что их квартиры все же будут достроены. Не в лучшем положении оказываются и дольщики, расторгнувшие договоры: получить по ним уплаченные когда-то суммы в полном объеме так же нереально.

По словам входящего в Рабочую группу Общественной палаты помощника министра регионразвития Игоря Александрова, минрегион подготовил обращение в Высший арбитражный суд РФ с просьбой разослать в арбитражные суды информационное письмо о неправомерности наложения арестов и реализации инвестиционных контрактов, заключенных недобросовестными инвестиционными компаниями (в том числе и "Социальной инициативой"), поскольку в этом случае неизбежно ущемляются интересы третьих лиц, то есть рядовых соинвесторов.

Но взять управление активами строительных компаний под государственный контроль и управление, имея в виду единственную цель - завершение строительства и получение дольщиками оплаченных квартир - можно, только если прописать этот механизм специальным федеральным законом. "Опыт создания подобной государственной структуры у нас есть, - заметил Игорь Александров, - это создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций. Именно это агентство после банковского кризиса занималось поисками и реструктуризацией активов лопнувших банков".

В рабочей группе не отрицают, что прямую аналогию между работой АРКО и новой структуры, которая будет заниматься строительным рынком, провести довольно сложно. Строительный рынок имеет свои особенности. Например, случай с "Социальной инициативой" - исключительный, а в большинстве речь идет о деятельности регионального масштаба, когда застройщик действовал в рамках одного региона или даже города.

Тем не менее общие принципы будущей работы уже намечены: это может быть досудебная санация компании, чтобы реально оценить результаты ее деятельности и потенциал, возможно ли восстановить ее платежеспособность. Затем принимается решение о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению организации.

Возможно также, что в рамках законопроекта будет предложено создать государственную строительную компанию, которая примет участие в достраивании незавершенных объектов. Чтобы эта схема заработала, необходимо будет также предусмотреть механизм передачи прав по "индивидуальным" инвестиционным контрактам от обанкротившегося застройщика новому инвестору.

Собственно, именно по такому пути, в частности, идут Москва и Московская область. Правда, активы обанкротившихся застройщиков в этом случае передаются хорошо зарекомендовавшим себя на рынке коммерческим компаниям, которые берутся достроить "незавершенку".

 

Источник: Российская газета



Оставить комментарий
Аноним