Проблема достижения пенсионного возраста и перехода в новый социальный статус является общей для всех развитых государств и народов. В большей или меньшей степени в странах предпринимаются меры для предотвращения выпадения существенной части общества из его функционала.

Если говорить о России, то достаточно привести лишь некоторые данные, чтобы понять, насколько далека наша страна от эффективных решений в этом направлении. Судите сами: срок выхода на пенсию для мужской половины наступает в шестьдесят лет, для  женской – в пятьдесят пять. Если сравнить со странами Европы, то россияне переходят в пассивный статус на семь-десять лет раньше. Но и увеличение срока выхода на пенсию может для них стать фатальным, поскольку отечественные работодатели не заинтересованы в работе пожилых граждан.

После выхода на пенсию мужчинам в среднем отпущен жизненный срок в тринадцать лет (в Японии к семидесяти годам только наступает право на пенсию), женщинам – в двадцать три года. В начале прошлого года люди, вышедшие на пенсию, составляли четверть населения страны. На их социальные выплаты государство направляет 8,6 процента валового внутреннего продукта тогда, как в других странах - от двадцати до двадцати восьми процентов.

Умудрённые жизнью, объединяйтесь!

Решения проблем пенсионного возраста и оптимизации жизни зрелых людей не ограничиваются одними лишь финансовыми аспектами.

Уже более полувека в мире практикуется своеобразная форма организации пенсионеров для почти общинного проживания и сотрудничества. Так называемые «посёлки пятьдесят плюс» стали для многих пожилых людей оптимальным решением проблемы одиночества, отсутствия взаимопонимания с более молодыми поколениями

Главная заслуга в этом не только благородном, но, как оказалось, и весьма прибыльном деле принадлежит американскому девелоперу Делберту Уэбу. Семидесятилетний предприниматель из штата Аризона, как никто другой из застройщиков того времени, проникся жизненными чаяниями своих сверстников, и вместо стандартного жилья решил предложить обществу новый необычный проект.

Поблизости от города Феникс на бывших сельскохозяйственных угодьях Уэб начал строить жилой комплекс для людей от пятидесяти пяти и старше. Бизнесмен, несомненно, рисковал, вводя возрастной ценз, но его идея создания адекватных пенсионному возрасту условий проживания оказалась очень успешной. Проект отличался особой философией, вылившейся в конкретные условия вступления новых участников в долевое строительство и в требования к параметрам самого посёлка. Особое внимание было уделено разработке правил функционирования и обязательств по отношению к собственникам жилья со стороны управляющей компании.

Девелопер-новатор не пожалел денег на масштабную «раскрутку» проекта, сумев донести свою бизнес-идею до большого числа сограждан. В результате на презентацию, которую он назначил в предновогодние дни шестидесятого года, прибыло сразу десять тысяч заинтересованных людей. Вскоре место строительства нового комплекса захотели посетить ещё около ста тысяч пожилых американцев. Сразу после Нового года в портфеле Уэба оказалось четыре сотни договоров, а через 12 месяцев их уже было более двух тысяч

Первый посёлок «пятьдесят пять плюс» получил имя «Солнечный город». Теперь на его территории расположено двадцать пять тысяч домов с участками, а население составляет порядка пятидесяти тысяч. Нужно признать, что правила, введённые первооткрывателем в целях оптимально удобной и достойной жизни пенсионеров, оказались очень грамотно проработанными и получили распространение в более поздних аналогичных поселениях.

Господин Уэб нашёл оптимальный баланс между интересами своего бизнеса и потребностями общества. Его проект стал примером успешного и мудрого ведения дела. Вскоре его корпорация обеспечила такого рода комплексами ещё два десятка штатов. К двухтысячному году чистая прибыль достигла планки в три миллиарда долларов с высочайшей нормой прибыли – двадцать процентов!

Такой пример не мог остаться незамеченным другими игроками американского рынка недвижимости. Реакция была стремительной. На следующий год после обнародования проекта Уэба его коллега Гарольд Шварц стартовал с комплексом Вилледж Ф1 в штате Флорида. Сегодня – это процветающий город с населением в сто пятьдесят тысяч человек, проживающих в семидесяти пяти тысячах построенных его компанией домов.

В начале шестидесятых комплексы формата «пятьдесят плюс» начали появляться повсюду в Соединённых Штатах. Теперь их суммарное население достигает трёх миллионов – около семи процентов всех американцев, вышедших на пенсию 

Выгоду подобного строительства осознали и застройщики Англии: теперь там имеется более восьмидесяти посёлков. Даже далёкая Новая Зеландия взяла идею Уэба на вооружение и предоставили своим пенсионерам три с половиной сотни специализированных поселений. Австралия – и того больше: восемьсот комплексов «пятьдесят плюс». Старая Европа заметно уступает Новому Свету в этом вопросе – там пока посёлки для пенсионеров остаются редкостью.

Анализируя степень распространённости данного явления в мире, аналитики отметили, что практически во всех странах население этих комплексов составляет порядка шести процентов от общего числа пенсионеров. Логично предположить, что и Россия не является исключением. Если бы пожилые люди имели такую возможность, то по соседству со своими сверстниками могли проживать порядка миллиона восьмисот тысяч россиян. 

Такие разные сверстники

Естественно, что структура, внешний вид, традиции посёлков в разных странах имеют существенные отличия. В странах, где свободных участков земли мало, строятся в основном многоквартирные здания. Обязательными элементами инфраструктуры являются клиники, клубы, отели, развлекательные заведения, расположенные в домах. Там, где земли достаточно, проектируются малоэтажные и коттеджные комплексы со всеми необходимыми службами и структурами.

Огромная роль в обеспечении полноценной и бесперебойной жизнедеятельности  возложена на компании, управляющие посёлками. В их задачи входит не только безукоризненное техническое функционирование домов и коммуникаций, но и предоставление пожилым людям самых необходимых высококвалифицированных услуг в любое время дня и ночи.

Прежде всего, это касается вопросов медицинской помощи, доступности всего спектра медикаментов, услуг по поддержанию домашнего хозяйства и пр. Немаловажным направлением деятельности управляющих компаний стала организация культурной жизни городков, проведение концертов, спектаклей, тематических фестивалей… Учитывая возраст пенсионеров и их ностальгию по впечатлениям прошлых лет, часто проводятся встречи с легендарными кумирами, представителями шоу-бизнеса, знаменитыми спортсменами-ровесниками обитателей городков.

Благодаря усилиям активистов - своих соседей, пожилые люди имеют возможность участвовать в общественной деятельности и в политических процессах. Традиционными являются встречи  с ведущими политиками, конгрессменами, влиятельными людьми. Посёлки обеспечиваются центральной и местной прессой, выпускаются собственные периодические издания

Для многих стран развитие данного формата строительства стало решением целого спектра острых вопросов пожилого поколения, возможностью включения активных и обладающих ценными знаниями людей в жизнедеятельность общества, достижением успехов в реализации новых направлений экономики и привлечении в неё финансов заинтересованных в проектах граждан.

Скромное достоинство

Нужно понимать, что формат рассматриваемых комплексов не предполагает «излишеств», роскоши. Здесь превалируют средние показатели материальной обеспеченности, достаточной для получения самых необходимых условий для достойной жизни на склоне лет. Собственники домов в посёлках насыщают свою жизнь занятиями живописью и литературой, цветоводством и растениеводством, с удовольствием ухаживают за домашними питомцами… В домах довольно скромная обстановка, и даже фасады не могут похвастаться разнообразием и красочностью. Но зато их цены соответствуют реальным возможностям пенсионеров – в среднем около пятидесяти тысяч долларов стоит небольшой дом

Обитатели посёлков «пятьдесят плюс» поддерживают семейные и дружеские связи с младшим поколением. Но правила сообщества не позволяют гостям находится на территории комплекса более девяноста дней. Причём, формально это нигде не закреплено, но в большинстве случаев принимается как важное условие проживания пенсионера в посёлке. Все понимают, что таким образом достигается главная цель – обеспечение комфортных условий для жизни тех, для кого эти проекты предназначены.

Финансовый аспект

Традиционно владелец жилья получает его на условиях долевого участия в строительстве. Причём, он вносит две трети суммы, а оставшуюся часть платит компания по управлению посёлком. Таким образом реализуется важнейший принцип мотивации управленца в эффективной профессиональной работе.

Собственник жилья обладает всем спектром прав: возможны сделки купли-продажи и дарения, передачи в залог, и другие действия. Единственное, на что он не имеет прав, это жить в собственном доме до выхода на пенсию или наступления возраста пятидесяти пяти лет. Это правило общее и исключения допускаются в очень редких случаях. Даже, если собственник жилья не дожил до определённого в договоре возраста, молодые получатели наследства не смогут поселиться в комплексе, но имеют право на распоряжение жильём.

Экономика

Если просчитать перспективы этого бизнеса, то проект не будет убыточным при условии оплаты жильцами деятельности ЖКХ и прочих услуг в сумме  до семисот долларов в месяц. Если эта оплата выше в два раза, то рентабельность компании приближается к двадцати процентам.

Выяснилось, что в государственных учреждениях для проживания пожилых людей финансирование приблизительно такое же, как на обеспечение жителей комплексов «пятьдесят плюс». Это стало базой для партнёрства бизнеса с государством в решении проблем пенсионеров. Владелец дома в посёлке может оплачивать счета из пенсии или сдачи в найм имеющейся у него недвижимости за пределами комплекса, в чём ему, как обычно помогает управляющая компания.

Россия «вне игры»

Для российских пенсионеров подобные решения недоступны. Проекты не рассматриваются ни государством, ни бизнесом. Наверное, тому есть объективные причины. Поэтому перспективы отечественных пенсионеров далеко не радужны. Обычно люди преклонного возраста не имеют возможности получить поддержку и адекватные их состоянию условия. Если позволяет здоровье и есть, кому помочь, люди коротают остаток жизни в привычных условиях. В ином случае попадают в специализированные государственные учреждения. Некоторые после выхода на пенсию стараются перебраться поближе к природе – в пригороды и сельскую местность. Наиболее состоятельные видят выход в покупке квартир за границей в регионах с благоприятным климатом и более лояльной к старикам политикой правительства.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить несколько проектов социального характера, обеспечивших российских пенсионеров жильём по доступным ценам. Недалеко от Саратова в 2004 году пожилые люди смогли приобрести тридцать восемь домов за пятьдесят три тысячи долларов каждый. На побережье Чёрного моря семьдесят счастливых семей поселились в собственных коттеджах, купленных при помощи бюджета Краснодарского края.  Ветераны в Красноярском крае получили в подарок целый посёлок с домами на двух хозяев. Пять лет назад был спроектирован, но так и не построен газпромовский проект под Калугой. В данный момент есть надежда на успешную реализацию проекта компании «Скандинавия» - комплекса неподалёку от Санкт-Петербурга.

Неутешительные цифры, впрочем, способствующие проявлению предприимчивости и смекалки со стороны заинтересованных россиян, не желающих на старости остаться сирыми и убогими.



Оставить комментарий
Аноним