В последнее время на строительном рынке появилось немало компаний, которые производят практически готовые дома в заводских условиях. Потребителю остается вывезти покупку на свой участок,после чего быстро и без особых усилий собрать части дома в единое строение.

При этом любую типовую конструкцию можно индивидуализировать с помощью дополнительных элементов — разных по форме веранд, крыш, мансард, окон, крылечек. В результате дома становятся самобытными и не похожими друг на друга.

Типовой — основной

Какой дом следует считать типовым: изготовленный в фабричных условиях или спроектированный в архитектурной мастерской, чертежи которого потом тиражируют и продают в массовом порядке? По мнению экспертов, и те и другие. Ведь было время (конец 1990-х — начало 2000-х гг.), когда большинство коттеджей на загородном рынке возводили только по типовым проектам. Но о предприятиях по выпуску готовых для монтажа изделий тогда только вели разговоры. Разве что в компании «Зодчий» предлагали дачные домики, и рабочие за отдельную плату собирали их на приусадебных участках.

«Типовыми считаются проекты, созданные лучшими архитекторами, — рассказывает Петр Кирилловский, директор по маркетингу поселков ВеличЪ, Lipki Парк. — К примеру, разработки компании «Архстройдизайн», которую возглавляет Алексей Иванов. Спроектированные в мастерской дома для поселка ВеличЪ оказались настолько удачными, что впоследствии по этим чертежам было построено несколько крупных коттеджных объектов. Да и сегодня по ним возводят жилье в Подмосковье». Лишь некоторые загородные объекты созданы по индивидуальным проектам. Это, как правило, строения площадью от 700–800 кв. м и более. Маленькие дома по эксклюзивным заказам почти не возводят. Зато на заводах строения больших размеров практически не изготавливают. Разве что в компании HONKA могут предложить типовые решения в элитном сегменте. Другими словами, стандартизированное жилье сегодня преобладает в экономклассе — на его долю приходится почти 75% таких домов.

Застраивать поселки коттеджами заводского изготовления выгодно и девелоперу. В этом случае он существенно экономит на подготовительной стадии проекта, а покупатели могут выбирать дом из пяти — семи, а иногда и большего количества вариантов.

«По данным наших исследований, — отмечает Екатерина Орлова, заместитель генерального директора компании «АИН-Девелопмент», — сегодня клиенту предлагают более 40% типовых домов из кирпича, 26% — из блоков, 16% — из оцилиндрованного бревна, 13% — из бруса, почти 4% — из каркаса и других материалов. А со спросом дело обстоит следующим образом: в 34% случаев потребители желают приобрести кирпичные типовушки, в 25% — блочные, 23% — бревенчатые, 13% — из бруса. На каркасные дома спрос подрос лишь на 1%». Но, как предсказывают эксперты, интерес к недорогим домам, произведенным на заводах, будет повышаться. В целом на рынок загородной недвижимости поставляют только 10–15% типовых строений, в основном с деревообрабатывающих предприятий.
 

От крыльца до крыши заводской

«На отечественном рынке, — комментирует Игорь Золотухин, директор департамента развития MULTIGROUP, — превалируют зарубежные компании: канадские, шведские, немецкие, которые по объему выпуска занимают лидирующие позиции. К примеру, мы рассчитываем на сотрудничество с одним из крупнейших европейских производителей — шведской компанией Möjbick. Надежным партнером считается и компания Viceroy, производство которой базируется в Канаде». «Готовы снабжать Россию заводскими домами и китайские фирмы, — дополняет Юрий Синяев, директор по маркетингу ГК «КОНТИ». — А в Санкт-Петербурге распространено типовое загородное домостроение по финским технологиям. Питерцы часто бывают в гостях у северных соседей и давно заметили, что в Финляндии довольно популярно строительство из заводских заготовок».

В России в этом процессе задействованы мощности таких компаний, как тот же «Зодчий», «Теремок», НЛК «Домостроение». Работают небольшие заводы в регионах, но пока их не так много. Тем не менее будущее подобных производств обнадеживает. Согласно последнему заявлению Сергея Шепеля, генерального директора компании «С-Холдинг», уже в ближайшей перспективе только на юге России рассчитывают открыть около 100 домостроительных комбинатов, 37 аналогичных объектов планировала возвести компания «ИНТЕКО». Впрочем, некоторые эксперты придерживаются иного мнения по поводу увеличения массового производства сборных домов и считают, что, несмотря на все преимущества таких конструкций, они пока не пользуются большим спросом.

Между тем иностранные компании, в частности шведские, поставляют на российский рынок несколько сотен дополнительных опций и конструкций, с помощью которых обычные типовые дома преображаются и приобретают свое собственное лицо. Среди различных элементов — нестандартные двери, окна, балконы, лоджии, веранды, мансарды, кровельные материалы, декоративные элементы. И это не все. По желанию заказчика дома могут иметь даже разную посадку на участке. Впрочем, появляются и российские производители дополнительных опций.

Чаще всего типовые дома, произведенные заводским методом, покупают те, кто располагает скромным бюджетом. Для того чтобы изменить фасад, скажем, добавив к нему карнизы, наличники, облицовку, соорудить пристройку, террасу или эркеры, потребуются дополнительные средства, которые есть не у всех. Зато постепенная индивидуализация в процессе эксплуатации дома и накопления финансов многим вполне доступна.

«Покупателю, — добавляет Юлия Севериненко, генеральный директор компании «ЗемАктив», — совсем не обязательно что-то выдумывать. Можно обратиться к разработчику типового проекта с просьбой, к примеру, перенести несущие перегородки или сделать входные арки. Конечно, в любом случае размер доплаты будет зависеть от объема и сложности запрашиваемых работ». Производитель также может заранее побеспокоиться об индивидуализации типовушки. Сегодня некоторые компании поставляют на рынок дома-конструкторы, где можно нарастить мансарду, пристроить крыльцо и даже организовать дополнительную комнату.

Типовой — недорогой

«Строительство типового дома — это хорошая возможность снизить расходы, — считает Балла Фай, директор по стратегическому развитию Paul`s Yard. — Экономия может достигать 20%. При этом заказчику не потребуется использовать дорогие технологии, эксклюзивные стройматериалы, которые довольно часто применяют при создании домов по индивидуальным проектам. Кроме того, потребитель сберегает массу сил и времени, которые он потратил бы на согласование, не говоря уже о самом строительстве». Для сравнения можно привести средние цифры. Как указывает П. Кирилловский, стоимость 1 кв. м под чистовую отделку в типовых домах обычно не превышает 12 тыс. руб. Цена квадрата, выполненного по индивидуальному заказу, начинается от 15 тыс. руб. Стоимость жилого объекта, изготовленного в заводских условиях, зависит от применяемой технологии строительства, вариантов решения экстерьера, а также от качества материалов, которые будут использовать для внутренней и внешней отделки. «Разброс цен на типовые дома довольно велик, — подтверждает Ю. Синяев. — Самый дешевый вариант, в том числе и китайского производства, обойдется в 200–300 долл./кв. м. Но если у заказчика есть средства, он может приобрести коттедж по цене 700–1000 долл./кв. м».

В основном же покупают сборные типовые дома те, кто либо не хочет, либо не имеет возможности оплачивать работу проектировщиков и архитекторов. В большинстве своем это владельцы участков в садовых товариществах или земли без подряда в коттеджных поселках с коммуникациями. Сборный дом они выбирают, как говорится, не по потребностям, а по имеющимся в наличии финансам. Еще одна категория — люди, потерявшие жилье из-за пожара или других чрезвычайных ситуаций. И наконец, третий тип потребителей заводской продукции — землевладельцы, которые ищут партнера для массовой застройки свободной территории, а потом с небольшой наценкой продают участки с недорогими домами. Так, в поселках Анютины Глазки, Алешкино, Sosnovka Park, которые возводит компания «ЗемАктив», около 80–90% строящихся домов являются типовыми.

Впрочем, как заметил П. Кирилловский, покупателю стоит понять разницу между типовыми домами в рамках единой архитектурной концепции и коттеджами, произведенными заводским методом. Отличие может быть очень незначительным, но в конечном итоге оно, несомненно, отразится на облике готового поселка. Тут, по мнению спикера, напрашивается аналогия с рынком одежды. Если модный дизайнер производит несколько похожих вещей в одном стиле, это называют коллекцией. Для сравнения стоит заметить, что в бывшем СССР плановая экономика требовала от производства выпускать два-три похожих товара, которые потом тиражировали и продавали по всей стране, в том числе дома, строительные блоки, панели, кирпичи и другие материалы. Но коллекцией такую продукцию не назовешь. То же касается поселков, застроенных однотипными домами заводского изготовления. И вопрос, будут ли их владельцы индивидуализировать свои хоромы, хватит ли им средств для этого, остается открытым.

 

Сергей РОМАНОВ

Источник: realty.dmir.ru



Оставить комментарий
Аноним